Новости железных дорог

10.12.2018 РЖД-Партнер

Об индексации тарифов на 2019 год: какие решения приняты?

         По состоянию на пятницу, 7 декабря, мы имеем подписанный, зарегистрированный в Минюсте и официально опубликованный комплект приказов, которые регламентируют индексацию железнодорожных грузовых тарифов на 2019 год.
О базовой индексации
           
Сначала был публикован подписанный приказ ФАС России № 1482/18 от 30.10.2018 г., который утверждает один из трех элементов предстоящей индексации тарифов на 2019 год: базовая индексация на 2019 год составит +3,6 %.
           Каким образом получается эта цифра? Смотрите: индекс на 2018 год, объявленный прошлогодним приказом ФАС России № 1687/17 от 18.12.2017 г., составляет 4,0937; индекс, объявленный упомянутым выше приказом № 1482/18 от 30.10.2018 г., составляет 4,2370. Поделив вторую цифру на первую, получим 4,2370/4,0937=1,035, или +3,5%.
         
 Затем вспоминаем, что ранее, приказом ФАС России № 997/18 от 13.07.2018 г. коэффициент для финансирования мероприятий по компенсации расходов, связанных с корректировкой налогового законодательства РФ, заменен с 1,44% на 1,5%. Тогда получаем 1,035*(1,015/1,0144)=1,035*1,00059=1,0356, т. е. рост на 3,56%, или, округляя, +3,6%.
О надбавках
           
Но базовая индексация – это еще не все. Согласно протоколу заседания правительства РФ № 32 от 08.11.2018 г. были приняты несколько решений, которые после некоторых обсуждений и уточнений были утверждены приказом ФАС России от 15.11.2018 г. № 1564/18 (зарегистрирован в Минюсте 05.12.2018 г., опубликован 06.12.2018 г.).
В частности, это следующие решения:
– коэффициент 1,06 к тарифам на порожний пробег полувагонов (т. е. общий рост тарифа для порожнего пробега полувагонов составит 1,0356*1,06=1,0977, или +9,8%);
– коэффициент к тарифам на перевозку экспортных грузов до 2025 года в размере 1,08 за исключением некоторых грузов. В исключения попали следующие грузы: нефть и нефтепродукты – позиции ЕТСНГ 201, 211–215, 221–225), некоторые грузы, входящих в тарифную группу газы энергетические (углеводороды сжиженные) (а именно коды ЕТСНГ 226021 – бензин стабильный газовый (газолин), 226069 – газоконденсат и 226106 – конденсат газовый (конденсат из природного газа)), а также для различных видов алюминия (алюминий, сплавы алюминиевые первичные в болванках, слитках, чушках и подобных формах и алюминиевый порошок). 
           Причем если в последние годы повышение экспортных тарифов производилось в рамках тарифного коридора, без переноса этих коэффициентов в тело Прейскуранта № 10-01, то сейчас этот коэффициент напрямую встроен в Прейскурант.
Результаты этих решений приведены на рисунке.


tarif.jpg
           
Для большинства грузов экспортный повышающий коэффициент 1,08 действовал и в 2018 году (он был принят в рамках тарифного коридора), так что прироста год к году этот пункт не дает. Это повышение, как все помнят, изначально ввели временно, и при условии, что оно временное, с ним все согласились, но постепенно временное решение становится постоянным. Но для грузоотправителей каменного угля картина немного иная. Если сейчас (в 2018 г.) у них фактически этой экспортной надбавки нет (там повышающий коэффициент компенсирован понижающим и индекс для экспорта в итоге равен 1,0), то теперь она появится, и для них рост тарифов на экспорт составит 1,035*(1,015/1,0144)*(1,08/1,0)=1,035*1,00059*1,08=1,118459, или рост 11,85%. А особенность перевозок угля, напомню, заключается в том, что примерно половина всего погруженного в стране угля отправляется назначением на экспорт. 
О тарифе на порожний пробег полувагонов 
           О
собенно неоднозначно из всех принятых решений было встречено решение о повышении тарифа на порожний пробег полувагонов. Формально говоря, мотивом этого повышения со стороны регуляторов было дестимулирование порожних пробегов путем возрождения так называемых практик отмывки порожнего пробега. Напомню, что до унификации в 2012 году тарифов для универсального подвижного состава (она коснулась только полувагонов и платформ, но не коснулась крытых вагонов) на порожний пробег из-под грузов различных тарифных классов существовала такая практика, при которой собственник вагона (или оператор) после выгрузки грузов второго и третьего тарифных классов осуществлял краткосрочную (как правило) перевозку грузов первого тарифного класса с целью избежать уплаты более высокого уровня тарифов за последующую перевозку (возврат) порожнего вагона. 
           Подобная практика (она и получила название «отмывка порожнего пробега», которое в том числе уже зафиксировано и в научной литературе), с одной стороны, замедляла оборот вагона, но с другой – давала возможность грузоотправителям низкодоходных грузов задействовать под свои перевозки вагоны, возвращающиеся после перевозки грузов второго и третьего тарифного класса. После унификации, проведенной 01.11.2012 г., грузоотправители строительных грузов столкнулись с тем, что предложение вагонов под их спрос уменьшилось, поскольку исчез главный стимул отмывки – тарифный. Теперь для частичного смягчения этой проблемы регуляторы полагают, что повышенный тариф на порожний пробег заставит участников перевозочного процесса изменить свои логистические схемы и вновь, как до ноября 2012 года, подхватывать низкодоходные грузы. Участники рынка с большим скепсисом относятся к работоспособности подобной меры, справедливо полагая, что к радикальным изменениям процента порожнего пробега это не приведет, а выльется просто в повышение расходов на порожний пробег и впоследствии в соответствующее повышение цен всех товаров, перевозимых железнодорожным транспортом.

Автор:Фарид Хусаинов, к. э. н.


19.09.2018
 
РЖД-Партнер

Индексация грузовых тарифов РЖД составит 3,5% в 2019 году

         Тарифы Российских железных дорог (РЖД) на грузовые перевозки и пользование инфраструктурой будут проиндексированы на 3,5% в 2019 году. Об этом говорится в пояснительной записке к проекту бюджета РФ.
          В 2020 году тарифы РЖД планируется проиндексировать на 3,6%, в 2021-м – на 3,9%, а в 2022-м – на 3,8%. Индексация тарифов в 2023 и 2024 гг. должна составить 3,9%, отмечается в документе.

          При этом в базе индексации сохранятся установленные ранее целевые надбавки к тарифам. Речь идет о надбавке по капремонту железнодорожной инфраструктуры в размере 2% и о компенсации расходов, связанных с корректировкой налогового законодательства, в размере 1,44%, добавили в Минфине.

09.01.2018 Gudok

Правительство РФ утвердило индексацию грузовых тарифов ОАО «РЖД» до 2025 года на уровне инфляции минус 0,1 процентного пункта

         Премьер-министр России Дмитрий Медведев и генеральный директор ОАО «Российские железные дороги» Олег Белозёров в ходе рабочей встречи 29 декабря обсудили формирование тарифной политики в сфере перевозок грузов железнодорожным транспортом на период до 2025 года, сообщает портал правительства России.
         
Глава кабинета министров заявил о подписании распоряжения правительства по установлению грузового тарифа на период до 2025 года. В соответствии с распоряжением, ежегодный темп роста тарифов на перевозку грузов железнодорожным транспортом и на оказание услуг по использованию инфраструктуры железнодорожного транспорта  определяется на уровне инфляции минус 0,1 процентного пункта. 
               

15.12.2017 ТАСС

Грузовые железнодорожные тарифы в 2018 г. будут индексированы на 3,9%, максимум надбавки – снижен до 8%

         Правление Федеральной антимонопольной службы (ФАС) приняло решение об индексации грузовых железнодорожных тарифов на 3,9% в 2018 году, говорится в сообщении ведомства. Также будет снижен предельно допустимый уровень повышения тарифов в рамках "тарифного коридора" – с 10% до 8%.
         
В начале декабря на совещании по тарифному регулированию у премьер-министра РФ Дмитрия Медведева была одобрена дополнительная индексация грузовых железнодорожных тарифов на 1,5% в 2018 году (помимо уже согласованной индексации на 3,9%) для возмещения потерь РЖД от налоговых решений. РЖД просили правительство индексировать грузовой тариф в 2017 году на 6% (с учетом дополнительной надбавки 1,9%), сообщал ранее Белозёров.
       
Общий грузовой тариф для РЖД устанавливает правительство. В 2017 году РЖД получили дополнительную надбавку 2%, таким образом, общая индексация составила 6%, хотя рост тарифа не должен превышать инфляцию.
       
За счет дополнительной надбавки компания финансирует обновление инфраструктуры железнодорожного транспорта общего пользования. Согласно долгосрочной формуле индексации грузового тарифа РЖД, компания будет повышать его по формуле "инфляция минус 0,1 процентного пункта". РЖД с 2013 г. могут в определенных случаях регулировать уровень тарифа на грузовые перевозки в рамках тарифного коридора. Сейчас предельный уровень надбавки к грузовому тарифу составляет 10%, а максимальная скидка – 50%. Глава РЖД Олег Белозёров заявлял, что компания готова снизить надбавку к грузовому тарифу с 10% до 8% в 2018 г.
        
По мнению замглавы ФАС Александра Редько, в ближайшей перспективе от надбавки нужно отказаться, а РЖД должны активно использовать систему скидок для привлечения грузов. ФАС уже выступала за снижение надбавки до 5% в 2018 г. и полную ее отмену в 2019 г.